Во Дворце Культуры «Зеленоград» состоялась уникальная творческая встреча Петра Мамонова со зрителями. Известный артист поделился своими воспоминаниями, размышлениями о жизни, о людях, о вере, о Боге.… Любой желающий мог задать Мамонову свой вопрос или передать записку. После завершения вечера, зеленоградцы еще долго не отпускали любимого артиста, задавая все новые и новые вопросы. Когда зрители разошлись, Петр Николаевич, несмотря на усталость, любезно согласился дать интервью для нашей газеты.
– Петр Николаевич, что изменилось в Вашей жизни, когда Вы пришли к вере?
– Изменилось направление движения, вектор. В жизни появился смысл, все стало ясным – куда грести, в какую сторону. Я и сейчас все также бреду, также спотыкаюсь, но уже твердо знаю куда. Раньше у меня было много вопросов, на которые я никак не мог найти ответы. Придя к Богу, я их отыскал. Для меня стратегия жизни стала предельно ясна. Другое дело, что не все получается, многое дается с большим трудом.
– Как произошел этот переломный момент?
– К вере я пришел довольно поздно. До этого я жил не задумываясь, в голове только: «Хочу! Дай! Сейчас!» Каждый день праздник себе устраивал... Где-то в возрасте 45 лет я почувствовал, что потерял интерес к жизни, стало незачем, скучно жить. Вроде бы всех человеческих устремлений я уже достиг, но ничего не радовало, хоть в петлю лезь. Я тогда начал о многом задумываться. Перечитал всего Л. Толстого, включая письма и дневники. Меня впечатлило, как мощно описывал свою внутреннюю драку … И одиночество, конечно, поспособствовало… Как говорит святой Исаак Сирин: «Одиночество собирает душу». В тот период мне подвернулся деревенский участок, мы построили дом. Как-то случилось, что зиму я часто был там один. Приезжаешь, думаешь, вот сейчас музычку включу или видео – а света нет! Ну что делать? Зажжешь керосиновую лампочку, лежишь и думаешь: «Что я за человек? Зачем я родился? Зачем живу?» Так и пошло потихоньку. Вера – это всегда дар Божий, это не натужишь. Сейчас я знаю опытно, что есть Господь, и Он помогает. Я уже испытал на себе помощь Божью и Его благодатные силы. Бог всегда рядом со мной.
– Стали ли Вы чувствовать себя счастливее?
– Конечно, и намного. Для меня Господь – это постоянная радость Его присутствия. Я хочу жить так, мне так очень хорошо – крепко, плотно, сильно… А если я в грехе, то сразу чувствую – я один, этот день прожит мимо. Схема очень проста: с Богом – жизнь, без Бога – смерть. Посмотрите на себя в зеркало и спросите: «Я труп или я еще жив?» Насколько мы с Богом, насколько любим, насколько мы друг другу уступаем, прощаем – настолько мы живы. Любовь – это не чувство, а делание добра. В ту меру, в какую мы друг другу пожертвовали, отдали свое – выслушали, услужили, потерпели, поддержали, в ту меру мы Божьи. А если мы всегда правы, жестки, отвергли, не ответили, бросили трубку – это не просто плохо, это дорога к смерти. Человек ошибочно считает центром вселенной себя. А если он поймет, что главный источник любви – Бог, а нам всем надо держаться около Него, тогда в жизни все правильно выстроится.
– Вы часто упоминаете протоиерея Дмитрия Смирнова, он ваш духовный отец?
– Нет, но мы дружим. Мы с отцом Дмитрием были знакомы еще в юности. А После фильма «Остров» мы встретились, стали вспоминать и выяснили, что жили рядом, в одном районе Москвы. С 2000-го года я почти ежедневно слушаю его замечательные проповеди на mр3 дисках и всем рекомендую. В интернете есть мультиблог протоиерея Дмитрия Смирнова, там каждый может найти ответы на многие свои вопросы. Я очень благодарен отцу Дмитрию и А.И. Осипову, они многому меня научили. Еще я постоянно читаю книгу Исаака Сирина «Слова подвижнические». И мне этого хватает, я уже давно забросил все другие книги.
– Что Вы считаете своим главным достижением?
– Достижений у меня никаких нет. Мое сегодняшнее положение – я тону! Все, что у меня вышло хорошего в жизни произошло с помощью Божьей и по Его воле. Я это понимаю и благодарю. Этому надо всем учиться – за все Бога благодарить. Прийти в храм хотя бы раз в неделю и сказать: «Папочка, спасибо!» Ведь Господь все дает нам даром – небо, природу, цветы, любимых, детей… На – человек! А мы думаем, что все сами! Это же смешно!
– Петр Николаевич, у Вас есть личный опыт преодоления алкогольной зависимости, что бы вы посоветовали людям, которые не могут освободиться от пристрастий?
– С Богом можно все. Надо сказать себе: «Сегодня – не буду пить или курить!» и потерпеть с Божьей помощью, а завтра – все сначала… Зависимость от тех или иных наркотиков, ненависть, обиду человек не может сам преодолеть. Надо этого очень хотеть и просить Бога об избавлении. Хочется выпить, закурить, кричи: «Господи помоги мне! Сам ничего не могу!» Осознай собственную немощь, переложи свои немощи на Бога и увидишь, что будет. Другого пути нет. Почему кругом водка, наркотики? Потому, что никто не объяснял нам, что есть что-то другое, гораздо лучшее, что есть любящий Отец. Для чего освобождаться от зависимости? А чтобы вместо курева, водки, наркоты в тебе поселился Бог, который есть любовь. То есть, человек сознательно меняет курево, водку, ненависть, обиду на Святого Духа. А это совсем другая радость, это – блаженство, бесконечный путь. Свою жизнь можно созидать каждую минуту, каждый миг. Становится очень интересно жить! Написать стихотворение, сказать кому-то доброе слово, помочь, утешить, подарить – это же огромный личный кайф! На душе такая радость! А отказываешься от чего? Выпил, покурил, девочки, туда- сюда, а потом такая тоска! И опять надо добавлять…. Я помню эту тоску. Все время находишь этому какие-то объяснения – жизнь такая, совок, несправедливость… Да ничего подобного! Если любишь только себя, какая же тут радость? Просто живешь без Бога! Я почти всю жизнь вот так пробегал мимо. Жалею, конечно. Но это все надо самому осознать. Для этого люди начинают ходить в Церковь, читать Евангелие. Вера – это не какие-то наисложнейшие вещи, просто надо сделать свой выбор и с этого вот дня начать менять жизнь.
– Какие Вы сейчас ставите перед собой задачи?
– Я бреду наощупь, в потемках, но уже лучше, уже ближе к свету. А чем ближе к свету, тем больше видно, озаряются все уголки души, начинаешь видеть то, что раньше не замечал. Это – бесконечный путь. Стать бы хоть к концу жизни добрым, нормальным человеком. Чтобы, когда умру, мог сказать: «Господи, я старался! Дай хотя бы в числе последних протиснуться…»
Ирина Федюнина
|